Детский литературный журнал: дети, издатели и снова дети…
|
|
Марина | Дата: Понедельник, 14.11.2011, 16:05 | Сообщение # 1 |
Группа: Администраторы
Сообщений: 435
Статус: Offline
| Детский литературный журнал: дети, издатели и снова дети…
«Когда предлагаешь издателю новый детский журнал, то ты ему – свое,
хорошее, доброе, задаром почти! А он тебе – «я подумаю», а потом вместо
тебя каких-то уродов иноземных, втридорога…» Выдержки из обиды русского детского писателя, редактора детского журнала.
Русский детский литературный журнал пока не умер. Он находится в состоянии глубокой комы – «на аппаратах». В состоянии менее глубокой комы, с периодическими приходами в сознание, находятся так называемые детские «литературно-развлекательные» и «литературно-познавательные» журналы. Они также не могут обойтись без искусственных вливаний и жить самостоятельно.
Поэтому, прежде всего, я хочу познакомить вас с аппаратами. Может быть, это не очень интересно, но необходимо. Аппараты искусственного жизнеобеспечения ДЛЖ (Детских литературных журналов - прим.авт.) бывают трех видов:
- государственная дотация или частный грант;
- наивность очередного издателя, рассчитывающего на прибыль, которой не будет;
- отчаянный самиздат по принципу «эх, ухнем».
Самый надежный аппарат – поддержка «сверху». Благодаря ей с 1956 года благополучно существуют «Веселые картинки» (строго говоря, это детский юмористический, а не литературный журнал), «Костер» - с 1936 года, а «Мурзилка» аж с 1924. Решение об издании ставшего легендарным журнала «Трамвай» было также принято в 1989 «сверху», Детским Фондом им. Ленина. Благодаря наивности издателей изредка периодически возникают и, увы, неизбежно исчезают, замечательные проекты. Проекты бывают долгоиграющими, как созданная в 1993 и продержавшаяся много лет литературно-сказочнаягазета «Жили-были» - детский многостраничный аналог «ЛГ», вначале черно-белый, а затем и цветной. (Прошу не путать это издание с современными «Жили-были», издающимися московским Музеем сказок, - этот проект ничего общего с «Литературной газетой» не имеет - прим. авт.)
Или недолгими, как протянувший всего девять месяцев (2005-2006гг.) журнал «Чебурашка». Или совсем уж одноразовыми, как «Карлсон», первый номер которого спокойно можно было купить осенью 2008-го, второй является библиографической редкостью (был издан пробный тираж), а третий существует - если еще существует - только в электронном варианте.
Наивность издателей заключается в одном: они полагают, что можно дать на проект немножко денег, а дальше все должно раскрутиться само собой, бездополнительных усилий.
Самиздат ДЛЖ – дело самое гиблое и бесперспективное. Ни одного удачного примера тут привести нельзя. (Неудачным, но впечатляющим, примерам, возможно, будет посвящена отдельная статья. - прим. авт.) Переиздание «Трамвая» - единственное исключение, но это переиздание и его ностальгический тираж – 1650 экземпляров. А ведь когда-то он издавался тиражом 2 000 000 экземпляров. Два мил-ли-о-на! И даже больше. Картина весьма печальная.
Дети перестали читать? Неа. Смело бросьте печеньку в того, кто это утверждает. Если бы это было так, издательства (читай – коммерческие предприятия), в огромном количестве выпускающие детскую литературу, просто-напросто прогорели бы. Но они благополучно существуют, растут и развиваются. И растут они не только на книгах, но и на журналах.
Пять лет я работала «на журналах» в издательском доме «Эгмонт»; когда пришла – мы ютились в нескольких комнатках современной многоэтажной «панельки», когда уходила – переехали из трехэтажного особняка в еще более шикарный четырехэтажный. Последние два года я работаю на журналах же, в издательской группе АСТ; когда пришла, детских журналов у нас был – один, тиражом 30 тысяч, сейчас журналов больше двадцати, их число постоянно растет, а тиражи миллионные. Так что дети читают. Только они зачастую читают совсем не то, что мы (русские детские писатели) пишем. Вот ведь паразиты!
|
|
| |
Марина | Дата: Понедельник, 14.11.2011, 16:08 | Сообщение # 2 |
Группа: Администраторы
Сообщений: 435
Статус: Offline
| Продолжение...
Дети
В прошлые выходные я взяла за шкирки двух «паразитов», десяти и четырех с половиной лет, и мы отправились в поход за литературными журналами. В процессе сборов младший ангелок намертво прилип к телевизионному экрану с новой серией примангованной инопланетной чумы, а старшее чудо природы погрузилось в мелькание компьютерного экрана с чем-то вампироподобным. Какие к чертям журналы?!
- Лично я с этого момента не паразит, а главный фотокорреспондент! – заявила по дороге старшая, Маша, и деловито осведомилась: - А фотокорреспондентам прилично платят? Если нет, то я лучше буду просто главным корреспондентом.
…Мы обошли 6 киосков, 2 больших книжных магазина и 1 супермаркет «Ашан». Ни литературных, ни окололитературных журналов купить не смогли.
В пяти киосках их отродясь не бывало, в шестом продавщица бодро заявила, что «Мурзилки» и «Читайки» сегодня невзначай кончились, но завтра непременно будут. Мы ей не поверили.
В двухэтажном «Новом книжном» детскую периодику ликвидировали полгода назад. «Хлопот с ней было много!» - посетовал хозяин-армянин, занимающий свой привычный пост в районе кассы на первом этаже.
В гигантском «Лас-Книгасе» была распродажа – все по полцены. Из-за этого периодические издания временно с полок исчезли. «На журналы невыгодно снижать, - объяснила словоохотливая продавец-консультант. – «Винксы» всякие и так на ура идут («Winx» - самая популярная серия журналов, мультфильмов и сопутствующих товаров у девочек 5-12 лет - прим. авт.), «Дамы эпохи» вообще за день расходятся. Ну, а что не идет – так оно и за полцены не пойдет!» В дальнейшей беседе выяснилось, что чем меньше в журнале «картинок по мультикам» и чем больше текста, тем хуже его берут.
В «Ашане» от ДЖ ломились полки. Все «Winx» (6 наименований) лежали отдельно, в клетях, вокруг них было людно. Маша, а за ней и Эрика, немедленно бросились к клетям. Стоило огромного труда убедить их в том, что это – не литературные журналы.
- Похоже, литературных журналов для детей вообще не существует, - оглядев полки с остальными журналами, подытожила сопровождающая нас мама Эрики.
- Ну их в пень, эти журналы, я устал и хочу есть! – сказал Машин папа.
Но я знала тайное место, где есть целое море разных ДЛЖ. И мы пошли туда.
То есть ко мне домой. (Задумывая серию статей о ДЖ для «Переплёта», я не предполагала брать в соавторы ребятню. Но сейчас, прослушивая то, что удалось потихоньку записать на диктофон во время нашего раздельного, а затем совместного изучения разных ДЛЖ, я понимаю, что первоначальные планы надо менять - прим. авт.)
Дома так получилось, что мы свалили на детей кучу папок с разными подшивками и отдельными экземплярами, а сами занялись столом – «на минутку». Девочки, получившие задание выбрать самые интересные ДЛЖ, оказались предоставленными сами себе примерно на час.
Ответ на вопрос «почему современные дети не читают детские литературные журналы», казался теперь очевидным: потому, что они не могут их купить. Осталось ответить на второй вопрос: почему издатели не торопятся насытить рынок хорошими ДЛЖ?
|
|
| |
Марина | Дата: Понедельник, 14.11.2011, 16:13 | Сообщение # 3 |
Группа: Администраторы
Сообщений: 435
Статус: Offline
| Продолжение...
Издатели
Отсюда и далее – мнения двух независимых издателей детских журналов, в кавычках – их перлы добуквенно. Наши разговоры проходили в разное время, обе беседы были приватными; соответственно, ни имен, ни фамилий.
Первый издатель был бодр и словоохотлив. Он считал так…
Детский писатель обязан быть добрым, или это не детский писатель. Издатель детского журнала обязан быть успешным, иначе он очень быстро прогорит и перестанет быть издателем. Поэтому глупый писатель мыслит категориями добра и зла и прочей «шняги», а умный издатель – категориями рисков и выгоды. «Вы думаете, я – аморальный тип и специально подсаживаю детишек на всякую *рень? Господь с вами!» Журнал – это товар. Товар должен продаваться и приносить доход. (Поскольку подавляющее большинство тех, кто будет читать эту статью – не издатели, повторю эту аксиому еще раз: журнал – это товар; товар должен приносить доход. Точка. Все остальное издателю «по барабану».)
Иностранные переводные детские журналы доход гарантированно принесут. Ведь практически все они поддерживается мульт-сериалами и огромным количеством сопутствующего товара (куклы, машинки, сумки-пеналы-ластики, книжки, компьютерные игру). Герои детям уже знакомы, уже полюбились. Если проект-звезда, за него можно и побольше отвалить, окупится. Если уже не звезда, уже «коровёнка» (Имеется в виду стандартная классификация товаров, Бостонская матрица, согласно которой все продукты на рынке делятся на 4 группы: звезды, коровы, собаки и трудные дети. Для нас важно знать то, что любой ДЛЖ – это «трудный ребенок», который, скорее всего, несмотря на вложение денег, станет никому не нужной «собакой» - прим. авт.), тоже неплохо: обойдется недорого (правообладатель уже выжал из проекта все,что мог, торговаться не будет), а доход, опять же, гарантирован. Купил, переел за копейку, редактору с верстальщиком зарплаты заплатил, напечатал, продал. И всем счастье.
Наш родной детский журнал (заметьте, не литературный, а пока просто журнал!) – одна головная боль и «шило то в *опе, то в *аднице; то сюда кольнет, то туда по рукоятку воткнется». Придумать, нарисовать, подобрать коллектив, раскрутить… Как раскрутить, как? На это же миллионы нужны! Зачем миллионы, спрашиваете? А ластики-карандаши-рюкзаки-куклы? А игры-мультики? А наклейки-раскраски? Реклама, опять же. Без этого никак…
Героя российского популярного нет. Был Чебурашка – но он у взрослых популярен, не у современных детей. Мурзилки всякие и прочие веселые человечки – это вообще позавчерашний день. Если не верите, зайдите в первый класс любой школы и попросите детей нарисовать Мурзилку.
Исключений два: это Смешарики и Лунтик. В них вложили. Они, «кряхтя», и отдают. Но что это за герои? Нам нужен герой – ого-го! Мега-воин, чтоб всех – одной левой, или магией из мизинца, и чтоб не он, а она, блондинка и с длинными ногами, в восточном стиле.
- А если поговорить о литературном журнале для детей? Допустим, вы решили издавать детский ли…
- Ни за что! Я и на простых уже двух «собак» съел, а вы – литературный! Нет, с меня хватит!
Второй издатель от категориями добра и зла был также далек, но кроме «тупо-денег» его хотя бы волновал вопрос престижа. Его соображения были такие…
В нашей стране нет хорошего ДЛЖ, это факт, это полное безобразие. ДЛЖ издавать надо, это необходимо, и если такой журнал будет великолепно издан, станет любимым у народа и будет положительно отмечен критиками, известными писателями и прочей «культурной прокладкой общества» это могло бы вызвать…
Как минимум это могло бы вызвать ажиотаж возле стенда издательства на какой-нибудь крупной международной выставке-ярмарке, как максимум – сохранение имени издателя для потомков. «Приятно после смерти стоять в одном ряду с Третьяковым, не правда ли?»
Я в некоторой растерянности согласилась: приятно. Мы попытались перейти к конкретике.
- Итак, допустим, вы решили издавать детский ли…
- Кто, я? А, ну да, допустим… Но не сейчас, не сейчас… Поймите, я бы рад его издавать! Но ведь его никто не купит! Времена «Трамвая» давно прошли. А с «Кукумбером» что творится? В ЖЖ уже милостыню просят: подпишитесь на нас, пропадаем! Да никому все это не нужно!
|
|
| |
Марина | Дата: Понедельник, 14.11.2011, 16:16 | Сообщение # 4 |
Группа: Администраторы
Сообщений: 435
Статус: Offline
| Продолжение...
И опять дети
В результате раскопок журналов в автономном режиме Маша (не добравшись до папок с «Читайкой», «Кучей малой» и др.), выбрала шесть ДЛЖ. Читать их она не пробовала, выбор шел путем пролистывания. Если при этом Эрика тыкала пальцем в какой-нибудь разворот и спрашивала: «Это про что?», Маша бегло пробегала глазами первые строчки, смотрела на рисунок и лихо сочиняла свою версию:
- Это про мальчика, который жевал шнурки, а шнурки были волшебные. Мальчик стал, как Гарри Поттер, и улетел.
На самом деле в этом рассказе Анны Ремез шла речь о маленьком Пабле Пикассо, который увидел карандаш и научился говорить.) Эрика (при незначительном участии Маши) выбрала четыре ДЛЖ, причем одна картинка (из «Карлсона») ее буквально заворожила: это была иллюстрация Максима Митрофанова к рассказу Артура Гиваргизова «Инопланетянин». Никаких монстров на картинке не было, обычный класс, урок химии. Этот рассказ мы и прочли первым .
Сразу после Гиваргизова мои корреспонденты захотели посмотреть фотографии и написать статью. «Фотошоп» обеих девочек заинтересовал больше, чем журналы.
Однако пока мы колдовали над цветными стрелочками, журналами увлеклись родители, да так активно, что в итоге дети бросили компьютер и по второму кругу начали листать журналы, но уже в обнимку с предками!
Подшивка «Кукумбера» за 2010 год пошла на ура. Всего мы прочли четыре рассказа и несколько разных стихов, и еле остановились: день и так был насыщен событиями. Несколько недочитанных журналов Маша и Эрика унесли с собой.
|
|
| |
Марина | Дата: Понедельник, 14.11.2011, 16:18 | Сообщение # 5 |
Группа: Администраторы
Сообщений: 435
Статус: Offline
| Продолжение...
Рецепт спасения умирающего ДЛЖ (возможны варианты, необходим консилиум специалистов)
1. Издатель, способный мыслить нормальными человеческими категориями, которому нужно еще что-то в жизни, кроме наживы – 1шт.
2. Главный редактор уровня Тима Собакина, непременно веселый – 1шт., VIP
3. Хорошие детские писатели, поэты и переводчики – от 10шт.
4. Хорошие детские художники – если ребенок рассматривает иллюстрацию менее 15-20 секунд, художника можно отправлять на свалку – от 5 шт.
5. Дизайнер! Дизайнер! Современный креативный «детскожурнальный» дизайнер! – 1 шт, на вес золота.
6. Маркетологи – 1 пучок, а также титановая кольчуга – 1шт, лично для меня (поскольку при чтении этого пункта некоторые писатели наверняка захотят забросать меня камнями).
6. Родители! Интеллигентные, продвинутые родители, РАСПОЛАГАЮЩИЕ ВРЕМЕНЕМ!!! – много штук, чем больше, тем лучше.
7. Деньги – их, как родителей, чем больше, тем лучше.
8. Дети – по вкусу. (Далее они должны слетаться сами, как мухи на мед, как и остальные, менее продвинутые родители.)
9. Ну и кто-то достаточно внимательный, из тех, кто при первом прочтении заметит, что в этом списке два пункта 6 – 1шт.
Все ингредиенты в строго магическом порядке поместить в большую нержавеющую ИДЕЮ и варить, медленно помешивая и следя за тем, чтобы издатель не закипел, а писатели с художниками не расплескались. Отгонять прилетающих детей строго запрещается!
В качестве приложения:
Причины непопулярности ДЛЖ у читателей:
1. Нет в продаже.
2. «Подписаться? А будет ли читать? А еще на почту идти…»
3. Большинство родителей просто не знают или не задумываются о существовании ДЛЖ - информации о них крайне мало.
4. ДЛЖ не сунешь в руки ребенку, особенно маленькому, чтобы он смотрел картинки и сам собой развивался-развлекался, пока мама занята, его надо читать вместе - это не всегда удобно.
5. К сожалению, на сегодняшний день у нас нет ни одного ДЛЖ с современным дизайном – все до единого журналы выглядят пришельцами из прошлого века.
6. Многие родители считают ДЖ заведомо ненужной вещью – «книга – это вещь, а журнал полистал и выбросил, только деньги потратил».
7. Многие родители считают ДЛЖ еще более не нужной вещью, чем просто журнал – «ребенок должен быть ориентирован на успех, на хорошую учебу в школе и общую развитость, а на рассказики нет времени».
Причины непопулярности ДЛЖ у издателей:
1. Большие затраты и хлопоты при крайне низкой окупаемости по сравнению с переводными монстрами.
2. Наличие готового качественного западного продукта, который поддерживается достаточным количеством сопутствующих товаров.
автор статьи: Ая Крестьева
Продолжение следует...
|
|
| |
Гость | Дата: Пятница, 20.04.2012, 12:18 | Сообщение # 6 |
Группа: Гости
| всё гораздо проще. Когда росла я. то родители выписывали для меня: "Весёлые картинки", "Юный натуралист", "Мурзилку", "Пионер", "Костёр", пионерскую правду. Это всё как издавалось, так и издаётся идите на почту и выписывайте и незачем бегать по киоскам и магазинам, совсем одичали что ли???? Самое интересное, что эти журналы, вот опять, как ни странно, выписывает школьная библиотека!!!!!!!! Дети в переменку или после уроков спокойно их могут почитать и они их читают, уж поверьте мне!
|
|
| |